![Форт V Брестской крепости](/sites/default/files/2017-10/DSC_5194.jpg)
Проведя в поезде Витебск-Брест более 13 часов (на удивление время пролетело довольно быстро, спасибо настольным играм), мы прибыли в Брест. Выпив кофе и немного перекусив, наш небольшой отряд путешественников отправился искать нужную нам остановку общественного транспорта.
Проехав на автобусе большую часть пути, нам осталось пройти около 2 километров до интересующего нас объекта. А интересовал нас пятый форт Брестской крепости, уникальное для Беларуси фортификационное сооружение.
![Дорога к форту номер V](/sites/default/files/inline-images/DSC_5188.jpg)
Дойдя до места и купив входные билеты, мы начали исследовать это чудо оборонительной мысли, построенное на рубеже 19 и 20 века.
Что бы попасть в форт нужно пройти по мосту, перекинутому через опоясывающий форт ров. Рядом с мостом находится план укрупнения и его краткая история. Очень рекомендую хорошо его изучить, это поможет ориентироваться в устройстве форта.
![План форта 5](/sites/default/files/inline-images/DSC_5193.jpg)
Оказавшись на территории первым делом идем к входу в горжевую казарму. На старой бетонной стене входа висит уже знакомая всем табличка о том что форт является "Гiсторыка-культурнай каштоунасцью".
![Ахоўваецца дзяржавай](/sites/default/files/inline-images/DSC_5197.jpg)
Из казармы можно попасть в потерну - защищенный коридор для перемещения между сооружениями форта. Туда мы и отправились. Внутри нет освещения и поэтому без фонариков там делать нечего. Но мы люди опытные, в наших путешествиях фонарик есть всегда.
![Боковая потерна](/sites/default/files/inline-images/DSC_5199.jpg)
Фотографировал со штатива на длинной выдержке, а мои спутники активно подсвечивали всё фонариками. Вспышку стараюсь не использовать, так как считаю, что фото с ней получаются “плоскими” и “неестественными”.
Из потерны по лестнице можно подняться на главный вал форта.
![Лестница в потерне](/sites/default/files/inline-images/DSC_5200.jpg)
В случае необходимости потерну можно перекрыть массивной бронедверью.
![Бронедверь в боковой потерне](/sites/default/files/inline-images/DSC_5202.jpg)
Дойдя до конца потерны, мы попадаем в один из двух боковых полукапониров (полукапонир - фортификационное сооружение для ведения флангового
![Боевой каземат полукапонира](/sites/default/files/inline-images/DSC_5203.jpg)
Лично я могу часами ходить по темным коридорам и казематам, но надо осмотреть и остальные помещения пятого форта.
Возвращаемся в казарму. Спасибо работникам музея за таблички на стенах, которые очень помогают разобраться в устройстве форта.
![Горжевая казарма](/sites/default/files/inline-images/DSC_5208.jpg)
Казарма форта номер 5 представляет собой сквозной коридор с отходящими от него помещениями, казематами, в которых раньше жил гарнизон, находились склады и прочие вспомогательные помещения.
![Коридор горжевой казармы](/sites/default/files/inline-images/DSC_5228.jpg)
Внутренние стены казармы выполнены из кирпича. Кое где на полу сохранилась плитка.
![Рисунок обер-офицера русской армии 19-века](/sites/default/files/inline-images/DSC_5209.jpg)
Немного странно видеть такие большие окна в оборонительном сооружении, но благодаря им в казарме очень много света и можно все хорошо рассмотреть.
![Окна в казарме](/sites/default/files/inline-images/DSC_5210.jpg)
Часть казематов превращены в выставочные залы, на стенах которых развешаны картины и фотографии связанные с 5-м фортом и Брестской крепостью в целом.
![Казематы внутри казармы](/sites/default/files/inline-images/DSC_5216.jpg)
Очень интересное решение - разместить экспонаты внутри настоящего форта, ведь старые стены прекрасно дополняют увиденное. Если бы эти фотографии и рисунки висели на стенах нового, отремонтированного здания, эффект был бы другой. Жаль только что экспозиция совсем маленькая.
![Карта расположения фортов Брестской крепости](/sites/default/files/inline-images/DSC_5219.jpg)
В остальных казематах, где нет выставки, или совсем пусто или, как здесь. сложены оконные рамы и маскировочная сетка.
![Внутри горжевой казармы пятого форта](/sites/default/files/inline-images/DSC_5227.jpg)
Раньше проходы из потерн в казарму можно было закрыть решетками, кое где они даже сохранились.
![Старые решетки в проходах](/sites/default/files/inline-images/DSC_5226.jpg)
Из казармы по центральной потерне идем к переднему капониру (сооружение для ведения флангового огня по двум противоположным направлениям). Фотографировать толком не успеваю, времени мало, ведь мы приехали в Брест на один день, а успеть нужно много всего.
В переднем капонире шесть боевых казематов по три с каждой стороны. Именно они своим огнем защищали форт с фронта.
![Боевой каземат переднего капонира](/sites/default/files/inline-images/DSC_5233.jpg)
Возвращаемся в потерну и через казематированный траверс поднимаемся на главный вал на котором размещались оборонительные орудия. Траверс представляет собой двухэтажное бетонное укрытие защищающие от пуль и осколков. Всего в форте пять таких сооружений.
![Казематированный траверс](/sites/default/files/inline-images/DSC_5240.jpg)
Через выходы на нижнем уровне траверсов, можно попасть во внутренний двор форта, в котором и размещались орудия, составлявшие основную огневую мощь форта. Именно эти орудия, оставаясь под защитой валов и ведя навесной огонь, наносили максимальный урон наступающему противнику. И пока они были способны стрелять, о наступлении на этом участке фронта не может быть и речи. Форт по сути нужен только для защиты главных орудий, а вся артиллерия, размещенная на валах, в капонирах и полукапонирах, использовалась для непосредственной обороны форта.
![Главный вал форта](/sites/default/files/inline-images/DSC_5241.jpg)
Сверху на казематированном траверсе оборудован наблюдательный пункт, раньше его защищал бронированный колпак, но его срезали. Залазим на него, надо же убедиться что обзор хороший. И вообще: если куда-то можно залезть, то это надо обязательно сделать.
![Наблюдательный пункт](/sites/default/files/inline-images/DSC_5246.jpg)
С вала переходим на крышу горжевой казармы. На ней находится большое количество вентиляционных отверстий
![Вентиляционный колпак](/sites/default/files/inline-images/DSC_5255.jpg)
Сверху открывается вид на пространство перед казармой, которое в настоящее время используется как площадка для экспозиции артиллерии Второй мировой войны.
![Советская артиллерия времен Второй мировой войны](/sites/default/files/inline-images/DSC_5257.jpg)
Нагулявшись по крыше, снова спускаемся вниз и по очередной потерне проходим в горжевой капонир, откуда могли вестись огонь не только по флангам, но и в тыл форта. Над бойницами видны надписи на немецком языке.
![Боевой каземат горжевого капонира](/sites/default/files/inline-images/DSC_5266.jpg)
Орудия верхнего яруса капонира использовались не только для обороны пятого форта, но и могли прикрывать огнем соседние форты. На фото фланговая бойница прикрыта решеткой.
![Вид на ров из фланговой бойницы](/sites/default/files/inline-images/DSC_5263.jpg)
Быстро осмотрев горжевой капонир, по той же потерне, возвращаемся в казарму и выходим во двор. На фото виден еще один вход в казарму, так называемый сквозник - сквозная галерея для защиты от прямого огня противника.
![Сквозник](/sites/default/files/inline-images/DSC_5269.jpg)
Идем сделать фотографию самой фотогеничной части пятого форта горжевого (тылового) капонира. Хорошо видны бойницы для флангового огня. Шансов пройти через ров и выжить у врагов было немного.
![Горжевой капонир пятого форта](/sites/default/files/inline-images/DSC_5271.jpg)
Со стороны все постройки форта выглядят как небольшие холмы поросшие травой.
Весь форт сделан так чтобы войска противника обнаружили его не раньше, чем из него откроют огонь.
![Вид на казарму и сквозник](/sites/default/files/inline-images/DSC_5288.jpg)
Форт номер пять - одно из самых интересных укреплений, что мы видели. По его территории хочется гулять часами, но времени у нас, как всегда, мало.
![Вид на форт V с тыла](/sites/default/files/inline-images/DSC_5311.jpg)
Бросаем на него последний взгляд и отправляемся дальше. Впереди у нашего "отряда" - центральная часть Брестской крепости и обратный путь домой, длинною в более чем 600 километров.