Отгремевшая более 70 лет назад, Вторая мировая война оставила нестираемый след в истории человечества. Её политико-экономические последствия до сих пор влияют на наш мир, а материальные свидетельства этой кровопролитной бойни можно увидеть во многих уголках нашей планеты. Огромное количество их сохранилось и на территории Республики Беларусь. Спустя десятилетия из болот достают военную технику, в строительных котлованах находят неразорвавшиеся снаряды, а леса изрыты многочисленными траншеями и окопами.
Артефакты тех времён можно увидеть и в многочисленных музеях нашей страны. Но музей есть музей. В них нельзя, за редким исключением, прикоснуться к экспонатам и рассмотреть их со всех сторон. А вот в 20-ти километрах от Минска есть место, где можно потрогать историю своими руками. Около деревни Лошаны расположен историко-культурный комплекс “Линия Сталина”. О нём и поговорим.
Машина припаркована, билеты куплены, можно начинать изучение комплекса, который, судя по плану у входа, занимает большую площадь и насыщен всевозможными туристическими объектами.
"Линия Сталина" не просто музей под открытым небом, а целый развлекательный комплекс. Это становится понятно почти сразу, когда в нескольких шагах от билетных касс тебе предлагают пострелять из настоящего огнестрельного оружия, правда, переделанного под холостой патрон.
Мои спутники не смогли устоять и незамедлительно воспользовались такой возможностью.
Сотрудник музея проводит небольшой инструктаж, выдаёт защитные наушники и счастливый турист производит выстрел. Глядя на довольные лица своих друзей, могу стопроцентно утверждать - аттракцион им понравился.
Музей разместился на территории отдельного ротного района “С” Минского укрепрайона, несколько ДОТов которого сейчас являются экспонатами "Линии Сталина", в том числе и артиллерийский полукапонир № 134.
Капонир - фортификационное сооружение способное вести фланкирующий огонь в двух противоположных направлениях. Полукапонир, соответственно, в одном направлении. Конкретно 134-ый мог обстреливать неприятеля из двух 76,2-миллиметровых пушек образца 1902 года.
Как только мы собрались осмотреть ДОТ изнутри, прозвучало объявление о проблемах с работой освещения внутри укрепления. Благо наши верные фонарики всегда с нами, и мы всё таки смогли осмотреть казематы полукапонира. Отсутствие света в итоге даже сыграло на руку, кроме нас внутри почти никого не было, а темнота добавляла атмосферности месту.
Над ДОТом расположился один из символов восточного фронта - танк Т-34 образца 1943 года с 76,2-миллимитровой пушкой и командирской башенкой.
Война тема серьёзная, но дай возможность взрослым с виду людям залезть на зенитную пушку, у которой все ручки крутятся, а механизмы работают, и они будет веселиться, как дети.
37-миллиметровая автоматическая зенитная пушка образца 1939 года (61-К) - советская модифицированная копия шведской пушки Bofors L60 - могла не только поражать цели на высоте в несколько километров, но и вести огонь по наземных целям. Что продемонстрировали мои друзья.
Кроме больших железобетонных ДОТов, на "Линии Сталина" можно увидеть и маленькие бронеколпаки. Например, немецкий Panzernest, который можно было транспортировать на место установки перевернув и прикрепив к нему два колеса. Боевой расчёт состоял из двух человек и был вооружен пулеметом МG-34 или более современным МG-42.
Польский наблюдательный колпак образца 1936 года, демонтированный с оборонительной линии на границе с СССР.
А это представитель Первой мировой войны - немецкий наблюдательный бронеколпак, также используемый поляками на советско-польской границе. Но все эти укрепления оказались бессмысленными, когда начался передел Европы.
ПТОТ - противотанковая огневая точка, использовалась только в Минском и Полоцком укрепрайонах. По сути, представляет собой башню танка Т-26, установленную на бетонное основание. Давно хотел увидеть этот объект в живую.
Участок, показывающий устройство границы СССР 30-40-х годов. Заграждения из колючей проволоки, контрольно-следовые полосы и наблюдательная вышка. Кажется мало, что изменилось, и современная граница Беларуси выглядит примерно так же, за исключением всевозможных датчиков и камер наблюдения.
Пулеметный ДОТ № 292 построен в 1932 году, трёхамбразурный, вооружен пулемётами Максима образца 1910 года, гарнизон 10-12 человек. Является самым часто встречающимся оборонительным сооружением Линии Сталина. Но, несмотря на типовой проект, зачастую ДОТы имеют свои индивидуальные черты. Связано это с особенностью местности и конструктивными решениями, принятыми во время строительства. По какой-то причине не одной фотографии ДОТа я не сделал.
Покрутив всевозможные маховики у очередной зенитки, отправляемся смотреть так называемую “Дорогу войны”.
Груды искорёженной техники, бутафорские могилы и полное отсутствие людей вокруг делает это место очень антуражным и, на мой вкус, лучше передаёт дух того времени, чем вся остальная экспозиция комплекса. Хотя, стоит заметить, далеко не вся техника принадлежит периоду Второй мировой.
Проржавевшая ГАЗ-М-20 “Победа”. Этот автомобиль поступил в серийное производство уже после окончания войны в 1946 году.
Сильно поврежденная (отсутствует даже часть ствола) самоходная артиллерийская установка СУ-100 класса истребитель танков, производилась с 1944 года на базе шасси танка Т-34-85. Зачем-то на лобовую броню этого экземпляра нанесен знак радиационной опасности.
А эту боевую машину мы ошибочно приняли за бронетранспортёр вермахта, сказалась нынешняя окраска и его съемки в нескольких советских фильмах в роли немецкого SdKfz 251. И только позже выяснилось, что это советский БТР-152, принятый на вооружение в 50-х годах. Увеличенная высота корпуса указывает на модификацию "С" (подвижный командный пункт).
Попытки выяснить модель следующий гусеничной техники и вовсе завели нас в тупик. Раз "Линия Сталина" это военный музей, то логично было предположить, что перед нами военный тягач на подобии АТС-59Г. Но любые попытки найти похожее на него изображение не увенчались успехом. Перебрав все возможные поисковые запросы и совсем отчаявшись, попросили помощи друзей. Благодаря одному из них (ещё раз спасибо, Шура), можно с уверенностью утверждать, что это трактор для трелевки леса ТДТ-75, производимый с 1962 года на Алтайском тракторном заводе.
Зачем гражданский трактор в военно-историческом комплексе нам непонятно.
Пока мы изучали “Дорогу”, в десятке метров от нас происходило катание на лёгком советском плавающем танке ПТ-76. Удовольствие не из дешёвых, но людям нравится.
Очередная задачка от "Линии Сталина". Какую боевую машину изучают на фото ниже мои спутники?
БМП-1 - напрашивается ответ. А вот и нет. Посмотрите внимательнее. Бойницы для ведения огня из стрелкового оружия в бортах отсутствуют, башня другой формы… Это подвижный разведывательный пункт ПРП-3 “Вал” 70-х годов. На выяснение этого факта также было потрачено достаточно времени.
Пулемётный ДОТ номер 132, третий на территории "Линии Сталина". К сожалению, закрытый для посещения.
Изучение останков техники оказалось на редкость интересным занятием. Мы залезли везде, где можно залезть, и сделали большое количество фотографий. В общем, было весело. Теперь отправимся к площадке боевой техники мимо ржавого мотоцикла с коляской. Может знатоки подскажут в комментариях какая это модель.
Перечислять все образцы боевых машин не будем, остановимся только на самых, по нашему мнению, интересных экземплярах.
Бронетранспортёр БТР-50ПК. Способен преодолевать водные преграды с 20-ю людьми десанта и до 2 тонн груза. Причём это могло быть 85-мм артиллерийское орудие с боекомплектом и двумя артиллеристами. И всё это могло вести огонь прямо на плаву. Наверное, захватывающее зрелище.
Самоходная артиллерийская установка 2С7 “Пион” - этот 45-тонный "цветочек" способен стрелять почти на 50 километров, снарядами весом более 100 килограмм и это может быть, как обычный 203-миллиметровый осколочно-фугасный, так и "специальный" ядерный заряд.
К счастью, “Пион” так и не принял участие в реальных военных действиях, а вот самоходная гаубица 2С3 “Акация”, напротив, успела знатно повоевать. Афганистан, Чечня, Ближний Восток, Украина - это далеко не полный список.
Основной танк Т-80Б. Можно было бы не заострять внимание на этой боевой машине, если бы не её участие в Расстреле Белого дома 4 октября 1993 года. А так, несмотря на свою массовость, выпущено более 10000 штук, воевал крайне редко.
Как Вы, наверное, уже заметили, что хотя "Линия Сталина" и связана непосредственно со Второй мировой войной, но экспонатов 1939-1945 годов представлено немого. С натяжкой к ним можно отнести и тяжелый танк ИС-3 (Иосиф Сталин - 3), он хотя бы разрабатывался в годы войны, но в боевых действиях участия не принимал.
Рядом тяжёлая самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152, разработанная на базе танка ИС-1. Вот она то успела знатно повоевать, в том числе и во время наступательной операции “Багратион”, в результате которой были освобождены земли современной Беларуси. 152-миллиметровый бронебойный снаряд мог эффективно поражать новейшие танки вермахта PzKpfw VI “Тигр” и PzKpfw V “Пантера”. За что и получил прозвище “Зверобой” у русских солдат и “Dosenöffner” (консервный нож) у немецких.
Оставим наземную технику и отправимся к площадке авиации.
Штурмовик СУ-25 “Грач”, самолет непосредственной поддержки сухопутных войск. Обладает хорошей живучестью (зафиксированы случаи возвращения с боевого вылета со 150-ю пробоинами), и мощным вооружением - автоматические пушки, бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты.
Не успели мы толком насладиться лицезрением “алюминиевых птиц”, как пошел дождь. Люди прятались под соседним разведчиком - бомбардировщиком МиГ-25РБ, нам же достался биплан Ан-2, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, как самый долго выпускаемый самолет в мире.
К счастью, осадки были непродолжительны и вскоре мы выбрались из под своего укрытия. А где Вы обычно прячетесь от дождя?
Винтокрылые машины также присутствуют в коллекции "Линии Сталина". Гроза афганских душманов, летающий “Крокодил” Ми-24П, советский ударный вертолёт, способный поражать воздушные и наземные цели, а также выполнять роль транспортника, до 8 десантников. Это модификация “П” отличается двуствольной 30-миллиметровой пушкой ГШ-30, на фото - она слева. Обычно же использовался четырёхствольный пулемёт ЯкБ-12,7 с вращающимся блоком стволов.
Мы уже упоминали о возможности прокатиться на различной военной технике. Вот и её стоянка. Перечислим машины слева направо. С номером 322 на борту танк ПТ-76, далее - БМП-1, рядом- StuG III Ausf. B (о нём мы ещё поговорим). Легендарный танк Т-34 и ещё один ПТ-76, он-то и катал туристов. Замыкает средний танк Т-55, спроектированный воевать в условиях современной, ядерной войны. По факту, главными его операторами являются страны Африки, куда он активно экспортировался СССР.
Подойдем ближе к StuG III Ausf. B, полное название Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz III mit 7,5 cm Kampfwagenkanone 37 L/24. Ausf B. Умели же немцы давать своему оружию краткие, красивые названия.
Штурмовое орудие, разработанное на базе среднего танка PzKpfw III, серийно производилось с 1940 до конца войны, модификация “B” вооружена 75-миллиметровой короткоствольной пушкой Stuk 37/L24. StuG III самая многочисленная бронетехника вермахта, активно использовалась на восточном и западном фронте, а также в Африке.
Четвертый и последний ДОТ на территории "Линии Сталина" имеет номер 135 и является командно-наблюдательным пунктом. К нашему разочарованию, также закрыт.
Большое количество техники находится за забором, проход туда закрыт. Точно видно две БМД-1 и что-то в трехцветном камуфляже немецкой армии. Было бы интересно посмотреть поближе.
Следующая площадка наполнена необычными механизмами, о назначении которых без соответствующих табличек можно было бы гадать часами. Речь идет об инженерной технике.
БТМ-3, быстроходная траншейная машина. Как можно догадаться по названию, предназначена для рытья траншей, в зависимости от грунта и глубины траншеи производительность может доходить до 1000 метров в час.
Одна машина копает траншеи, а другая может их засыпать. БАТ-2 - многоцелевая инженерная машина, бульдозер, путепрокладчик, имеет кран и лебёдку. Короче, просто незаменимая в хозяйстве вещь.
Инженерный танк ИМР-2 на шасси Т-72. Оборудован манипулятором грузоподъемностью до двух тонн, многоцелевым бульдозерным оборудованием и системой разминирования. Примечательно, что кроме боевого применения в Афганистане и Чечне, ИМР-2 прекрасно показал себя во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, оказавшись единственной машиной, способной работать в непосредственной близости от разрушенного реактора.
Также здесь представлены танковый мостоукладчик МТ-55 и реактивная установка разминирования УР-77, котлованная машина МДК-3 и гусеничный минный заградитель ГМЗ-2.
От инженерной техники перейдём к защитным инженерным сооружениям.
Сборное железобетонное сооружение “Гранит”, высота 5 метров, длина более 100. Способен укрыть в себе три грузовых автомобиля.
Железобетонное убежище на 23 человека УФС-2. Оборудовалась системами фильтрации воздуха, отопления, предусмотрено две емкости на 100 литров каждая для хранения питьевой воды.
Унифицированное фортификационное сооружение УФС-4 с закрытием скрывающимся металлическим ЗСМ-3. За таким сложным названием скрывается обычная долговременная огневая точка (ДОТ) с возможностью находиться в двух состояниях, в скрытом и боевом, переходя из одного в другое за считанные секунды, чем немало может удивить вероятного противника.
Самый загадочный объект историко-культурного комплекса “Линия Сталина”, информационной таблички нет, информации в интернете крайне мало. Удалось выяснить, это многопильный рамный станок TITAN MODELL HU7c, построенный на заводе по производству пильных рам и деревообрабатывающих станков F.W. Hofmann в польском городе Вроцлав, немецкое название Бреслау. Эти земли входили в состав Германии до 1945 года. Известно, что завод точно существовал ещё в XIX веке, а станок был построен не позднее 1926 года, так как существует датированный документ, в котором описывается оборудование одной лесопилки, где и упоминается данная модель. Какова точная дата постройка данного станка, откуда он на территории Беларуси? Очень хотелось бы узнать ответы на эти вопросы.
Последняя точка нашего знакомства с "Линией Сталина" - площадка ПВО и ракетных комплексов.
На переднем фоне фото, торчащие из края кадра, видны две ракеты от С-125 “Нева”, советский ЗРК (Зенитный ракетный комплекс) 60-х годов. Далее двухступенчатая ракета средней дальности С-75 “Десна”, а сразу за ней, устремленные в небо, трубы пусковой установки С-300П, предназначенной для защиты административных, промышленных и военных объектов от налётов вражеской авиации и баллистических ракет.
Чтобы зенитно-ракетные комплексы могли сбить цель, её необходимо сначала засечь, для чего и используются радиолокационные станции, например П-37.
Над всем этим возвышается несущая смерть одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности Р-12, способная доставить 2,3-мегатонную термоядерную бомбу на 2080 километров. Именно ракеты этого типа были размещены на острове Куба, что чуть не привело к глобальной ядерной войне. Интересно, что конкретно этот экземпляр, в качестве памятника, размещался в городе Барановичи, пока его не перевезли на “Линию Сталина”.
К этому моменту мы уже порядком устали, проголодались и необходимо было отправляться дальше в нашем путешествии. По пути к выходу замечаем открытое подсобное помещение, на дверной коробке которого висит немецкая форма Второй мировой войны. Нам показалось это забавным.
О многом, что можно увидеть в историко-культурном комплексе “Линия Сталина” мы не рассказали, о чём-то забыли, о чём-то умолчали специально. Если у вас есть такая возможность, приезжайте и посмотрите всё сами. Также мы обошли стороной рассказ об истории оборонительной линии вдоль старой советской границы, в честь которой и назван комплекс. Но ведь и сам музей скорее сборник военных артефактов и мало посвящен самим укрепрайонам, протянувшимся от Карелии до Чёрного моря.
Но мы ещё обязательно вернемся к этой теме и тогда постараемся рассказать как можно больше. А вы - чаще заходите на наш сайт, нам будет очень приятно вас видеть.