Первое путешествие по Беларуси

22-24 июня. Почти вся Беларусь

Идея отправиться в путешествие по Беларуси появилась, как и большинство таких идей, спонтанно. Спустя столько времени, трудно восстановить в памяти всю цепь событий, в результате которых мы за три дня проехали более 1600 километров, посетили десятки интересных и необычных мест, сделали сотни фотографий и получили море впечатлений и эмоций. Трудно, но я постараюсь это сделать, а началось всё…

Несколькими годами ранее, когда я приобрел себе зеркальный фотоаппарат и твёрдо решил научиться делать хорошие снимки. Для этого нужно много практиковаться, чем я и занимался большую часть своего свободного времени. Основном, мне нравилось снимать природу и архитектуру, особенно, заброшенные здания. Так, за пару лет было исхожено и отфотографировано всё вокруг родного Витебска.

Постепенно радиус моих похождений увеличивался, в этом мне очень помогла Ольга. Она во многом разделяла мои увлечения и вместе с ней мы посетили несколько интересных объектов. Например Оболь или деревню Свеча, но нам хотелось чего-то большего.

Посмотрев на карту достопримечательностей Беларуси, легко заметить, что наибольшее их скопление находится в её западной части. Заметили это и мы, с грустью рассматривая фотографии многочисленных костёлов, старинных усадеб и замков. Вот бы увидеть всё это своими глазами… Стоп, а что собственно нам мешает? Именно так подумали мы и начали планировать путешествие за пределы Витебской области.

Сразу стало понятно, что добираться на общественном транспорте неудобно, а зачастую и невозможно. Большинство интересных объектов находится далеко от крупных населенных пунктов. Плюс хотелось увидеть, как можно больше всего, и вряд ли это могло бы получиться, перемещайся мы на поезде или автобусе. Вывод о необходимости автомобиля напрашивался сам собой, вот только прав, как и самой машины, ни у меня, ни у Ольги не было.

Продолжая составлять маршрут будущего путешествия, мы параллельно искали человека с личным автотранспортом, который согласился бы на нашу авантюру. Обратившись к паре знакомых и получив отказ, мы упали духом. Казалось, наша затея обречена на провал. Но, к счастью, мой школьный друг заинтересовался идеей путешествия и попросил подробнее рассказать, что мы сможем увидеть во время поездки. Решив, что это наш шанс, мы с Ольгой, выбрали самое интересное, распечатали фото из интернета и пошли на встречу с вероятным участником будущего путешествия. Как вы, наверное, догадались встреча прошла успешно, и к нашей команде присоединился Вадим.

Вопрос с транспортом решён, маршрут в общих чертах спланирован, дата начала путешествия была выбрана и оставалось только ждать. Сказать по правде, я сомневался в успехе нашей затеи, слишком многое могло пойти не так. Слишком много переменных должно сложится, чтобы всё прошло как надо.

Сомнения не покидали меня и накануне поездки. И когда 22 июня, рано утром, проснувшись с первым сигналом будильника, я позвонил Вадиму и не дождался ответа, то окончательно пал духом. Вот и всё, поездка не состоится, впустую потрачено столько сил и энергии. Но я ошибалсяsmiley. Как вскоре выяснилось, Вадим проспал, ему пришлось допоздна работать накануне, но, несмотря на это, он смог быстро собраться и почти вовремя заехать за Ольгой, а вскоре и за мной.

И вот мы, Ольга, Вадим и Сергей (так меня зовут) покинули границы Витебска и устремились на встречу приключениям.

Дорога Р20

День первый.

Маршрут нашего путешествия состоял из крупных объектов, на осмотр которых можно потратить много часов, и маленьких остановок, буквально на пару минут. К первой такой остановке мы приближались по дороге Р114, свернув с трассы Витебск-Полоцк.

Дорога на Уллу

Около 8 утра, переехав мост через Западную Двину, останавливаемся возле Троицкой церкви 1896 года постройки, что в агрогородке Улла. Возле этого храма зародилась важная традиция наших путешествий: совместное фото на фоне машины, с которого теперь начинается любая наша поездка.

Троицкая церковь, Улла

Решив оставить посещение церкви и изучение Уллы на другой раз, отправляемся по направлению Ушач.

Ушачи

Где также проводим совсем немного времени, успев посмотреть довольно необычный, построенный в 1903 году в неоготическом стиле костёл Святого Лаврентия. Постройка интересная и заслуживает отдельного рассказа, для этого нужно приехать в Ушачи на более длительный срок.

Костёл Святого Лаврентия, Ушачи

После двух коротких остановок прибываем к первому крупному объекту (о некоторых написаны отдельные посты, ссылки на них будут в тексте), заброшенному костёлу святой Вероники в деревне Селище. Место настолько впечатлившее нас, что после его посещения, сомнений в правильности решения отправиться в путешествия, не осталось.

Костёл святой Вероники в деревне Селище

Проведя в Селище более часа, в 10:15, пребывая в отличном расположении духа и делясь впечатлениями от увиденного, отправляемся дальше. По пути проезжаем мимо очередного центра Европы.

Центр Европы

Далее нас ждал город Глубокое, где мы провели менее получаса, что ничтожно мало для такого старинного места  с очень красивыми храмами в центре.

Поворот на город Глубокое

Деревня Лучай Поставского района - маленькое поселение с живописным костёлом святого Тадеуша. Прибыли мы туда в полдень и стало окончательно понятно, что спланированный мною график путешествия, оказался совершенно фантастическим. Успеть посмотреть всё, что наметили на первый день, было бы невозможно и за двое суток. В будущем я уже старался избегать таких ошибок, но они всё равно случались. Да простят меня мои коллеги по поездкамsmiley.

Костёл святого Тадеуша

Поставы впервые упоминаются в письменных источниках на 5 лет раньше своего соседа - города Глубокое. Интересная историческая застройка центра, где приятно гулять, красивый костёл у воды. Город, в целом, оставил приятное впечатление.

Город Поставы

Ещё в костёле святой Вероники, Вадим осознал, что отправляться путешествовать в шлепках была не самая хорошая идея. В них, конечно, очень комфортно ехать в машине, но совершенно невозможно ходить по заброшкам. И, находясь в Поставах, тратим часть времени на поиск обувного магазинаsmiley.

Правда, мой выбор обуви, плотные кроссовки с толстой подошвой, тоже плохо подходят для длительного путешествия. Поэтому вот вам первый советsmiley. Всегда берите с собой минимум две пары обуви: легкие, для постоянной носки, и более тяжелые, для заброшек и прочего.

Покидали Поставы мы в 13:30, а значит, самое время поговорить о питании в дороге. Решив максимально экономить время, отдельные остановки на прием пищи были исключены. Поэтому в течение дня, наш рацион в путешествии состоит из обычных бутербродов, которые прямо во время движения мастерски готовит Ольгаsmiley. Чтобы хоть немного разбавить сухомятку, берём с собой термос и питьевые йогурты. Конечно, трудно назвать это, здоровым питанием, но время экономит значительно.

По вечерам же, на месте ночевки, готовим полноценный горячий ужин, продукты для которого покупаются на месте. При этом, на всякий случай, у нас в запасе всегда есть пачка макаронных изделий и любимая всеми туристами тушенка.

Кроме исторических памятников, интерес для нас представляют различные необычные места. Одно такое место расположено в деревне Маньковичи, а именно, рукотворный водопад на месте разрушенной водяной мельницы. Там мы провели много времени, фотографируя друг друга и весело бегая с одного берега на другой.

Водопад в Маньковичах

После Манькович, сбылось наше худшее опасение: пошел дождь. Правильнее сказать, ливень. Думаю, не надо объяснять, как плохая погода может испортить путешествие.

Дождь

Дождь лил всё время, пока мы ехали через Нарочанский Национальный парк и закончился, как только наши машина въехала в агрогородок Михалишки, где мы делаем пару фотографий костёла Святого Михаила Архангела 1684 года постройки и уезжаем.

Костёл Святого Михаила Архангела

Дождь пошел снова, и вновь прекратился на подъезде к Гервятам, позволив нам насладиться красивейшим храмом Беларуси, костёлом Святой Троицы.

Костёл в Гервятах

С этой поездки, за редким исключением, нам всегда везло с погодой. Конечно, это просто совпадение, но, как приятно думать, что тебе благоволят высшие силыsmiley.

Вечер уже наступил, а до финальной точки первого дня путешествия оставалось более 200 километров и несколько обязательных остановок. Город Ошмяны не входил в этот безоговорочный список, но, посетив его, впоследствии об этом не пожалели. Удалось заглянуть в храм начала XX века, посмотреть на интересную заброшку, да и люди в Ошмянах оказались на удивление приветливыми.

С фотографией ниже по тексту связан небольшой эпизод, которой должны помнить участники нашей поездки. Рассказывать читателям о нём я не буду, пускай эта история останется между намиwink.

Ошмяны

Гольшанский замок - то место, не увидеть которое, живя в Беларуси, преступление. Сейчас идет его реконструкция, но перед нами он предстал в руинах, которые произвели очень сильное впечатление. Обязательно приедем в Гольшаны ещё раз.

Гольшанский замок

Многие интересные места вынуждены проезжать, не останавливаясь. Например, в деревне Трабы на ходу фотографируем церковь святого Петра и Павла 1784 года.

Церковь святого Петра и Павла, Трабы

И чуть дальше - костёл Рождества Девы Марии начала прошлого века.

Костёл Рождества Девы Марии, Трабы

Перерывы между пунктами путешествия заполняем обсуждением увиденного или разговорами обо всём: от освоения космоса до перевала Дятлова. Трудно вспомнить тему, которую мы ещё не обсудили за время многочасовых переездов.

К 8 часам вечера усталость и бессонная ночь окончательно сморила Вадима и мы остановились в городе Ивье, чтобы дать ему возможность немного отдохнуть. Припарковались в нескольких метрах от костёла святого Петра и Павла 1495 года, рядом с которым находиться статуя Иисуса, напоминающая знаменитую скульптуру в Рио-де-Жанейро.

Ивье, костёл Петра и Павла

Отдохнув и полакомившись мороженым, купленным в местном магазине, отправляемся на центральную площадь. Здесь с 2012 года располагается монумент "В честь дружбы и единства конфессий Ивьевщины", посвященный представителям четырех конфессий: католикам, православным, мусульманам и иудеям, проживающим в Ивье. Как видите, люди разных религиозных взглядов могут дружно сосуществовать на одной территории. Надеюсь, когда-нибудь это станет возможно и в масштабе нашей планеты.

Монумент в Ивье

Православную церковь и синагогу в тот раз посмотреть не удалось, зато посмотрели на мечеть 1882 года. Надеюсь, в будущем нам удастся побывать внутри.

Мечеть, Ивье

Далее наше путешествие по Беларуси всё больше походит на гонку со временем. Некоторые запланированные объекты пришлось исключить. Смеркалось, а наш "приключениемобиль" летел вперёд.

Вечерело

Максимально быстрая остановка в деревне Дикушки, ради заброшенной усадьбы Грабовских. В сумеречном свете, утопающие в зелени руины, смотрелись очень необычно.

Усадьба Грабовских, Дикушки

21:30, а ехать до места ночлега минимум час. С трудом заставляем себя оставить изучение усадьбы и отправиться в путь.

Усадьба в деревне Дикушки

Тем более, что совсем рядом находится ещё одна судьба, пропустить которую было выше наших сил. По пути Ольга звонит хозяйке квартиры, где мы должны  ночевать, извиняется и говорит, что приедем мы позже запланированного срока. "Ничего страшного, - услышала она в ответ. - Я живу в том же доме и готова встретить вас в любое время". Вдохновленные таким ответом, мы сворачиваем в деревню Желудок к усадьбе Четвертинских. Невероятное везение, плюс талант Ольги вести переговоры, и в 22:00 мы попадаем внутрьsmiley.

Усадьба в Желудке

Под впечатлением от увиденной усадьбы, разговоры сами перешли в сторону мистики и фильмов ужасов. За ними и прошел последний час поездки до Волковыска.

Часы приближались к полуночи, когда мы нашли нужный дом, забрали ключи и наконец-то оказались на съемной квартире. На этом можно завершить рассказ о первом дне нашего путешествия по Беларуси.

День второй.

Волковыск, на часах 9:10. С трудом заставляем себя проснутся. Общее переутомление, огромное количество впечатлений от увиденного и скрипучая кровать, доставшаяся мне, помешала хорошо выспаться. Вид за окном также не поднимал настроение, день обещал быть пасмурным.

Волковыск

Сборы затянулись и выехали мы только в половину одиннадцатого, из за чего на осмотр Волковыска, времени не осталось. Всё, что увидели, - это недавно построенная церковь.

Церковь в Волковыске

И очередной танк на постаменте (ИС-3, если не ошибаюсь). Если собрать все памятники-танки по нашей стране то, как мне кажется, можно будет укомплектовать целую танковую дивизию.

ИС-3

Может возникнуть вопрос, а зачем вообще нужно было ехать через всю страну и ночевать в Волковыске? Ответ прост. Поселок Красносельский, а точнее, так называемые Белорусские Мальдивы. Меловые карьеры с водой необычного цвета.

Несмотря на пасмурную погоду, сильный дождь пока не пошел. Можно сказать, что нам опять повезло.

Дорога на Красносельский

Проведя на “Мальдивах” пару часов, и с трудом отмыв после этого машину, покидаем Волковыск.

В этот день остановок запланировали меньше, но все они очень "масштабные". Поэтому время опять приходилось жестко экономить. Из незапланированного была только остановка в городском посёлке Зельва, в котором находится костёл святой Троицы, увидеть изнутри который нам в тот раз не удалось. Это упущение было исправлено нами через пару лет, о чём будет написан отдельный пост.

Костёл святой Троицы, Зельва

К трём часам дня приезжаем к церкви Святого Михаила в Сынковичах. Место, вызывающее у нас смешанные чувства. С одной стороны, это уникальный памятник архитектуры, настоящий средневековый замок в миниатюре, который хочется изучать часами, заглянуть в каждый уголок. С другой стороны, вам тут не рады. Это действующая православная церковь и тебе всячески дают понять, что обычным туристам делать здесь нечего. Может не повезло лично нам, и может сейчас там встречают путешественников, как родных. Возможно. Но, чтобы в этом убедится, нужно приехать в Сынковичи ещё раз.

Церковь в Сынковичах

Если кто-то посещал церковь Святого Михаила и столкнулся с тем же, что и мы, или, наоборот, испытал только положительные эмоции, пожалуйста, напишите про это в комментариях.

А ещё тут продавали самые дорогие магнитики на холодильник за всё время нашего путешествия, чем мы страшно возмущеныsmiley.

Покидаем Гродненскую область, чтобы посмотреть бывшую резиденцию Сапег в поселке Ружаны. После всего увиденного ранее, могло показаться, что ничего не сможет уже нас впечатлить, но у Ружанского дворца получилось.

Мы в Ружанах

О питании в дороге мы уже поговорили, теперь можно рассказать о вещах, которые мы берем с собой, отправляясь в подобную поездку.

Навигатор, без него большинство интересных мест найти просто невозможно. Конечно, сейчас практически любой смартфон имеет GPS, но мы всегда брали с собой отдельное устройство, по личным наблюдениям, сигнал со спутников оно держит лучше.

Фонарик, а лучше не один. Темные подвалы заброшек попадаются нам регулярно и всегда появляется желание их изучить. Опять таки многие телефоны могут выполнять роль фонарика, но их менее удобно держать в руках, да и световой луч у них не сфокусирован.

Фотоаппарат с запасными картами памяти и аккумуляторами. Смартфон также может выполнять его функцию, но, лично моё убеждение, штатив и хорошая оптика позволяет делать намного более качественные снимки. В эту поездку взяли целых два зеркальных фотоаппарата, впоследствии мы ограничились одним.

По поводу обуви написано выше. Что касается одежды. Лучше взять с собой то, что не пригодится, чем оказаться под дождем или на сильном ветре в легкой майке. В последние годы погода в Беларуси стала крайне переменчивой.

Также возьмите все необходимое для ночёвки: полотенца, предметы личной гигиены и т.д. Если будете питаться по дороге, как и мы, то ещё необходим нож и разделочная доска, именно они позволяют Ольге готовить вкуснейшие бутерброды во время движения автомобиляsmiley.

Для путешествия длительность 2-3 дня по Беларуси на машине, этого нам всегда хватало. Если планируете допустим ночевать в палатке, то и набор вещей должен быть больше, но про это мы поговорим в другой раз.

Но что-то мы отвлеклись. Далее нас ждал Коссовский замок. Именно замок, по другому его нельзя назвать, хоть и построен он в XIX веке. Рядом музей-усадьба великого человека - Тадеуша Костюшко. К сожалению, ни музей, ни замок изнутри мы так и не увидели. Что ж, это повод приехать сюда ещё раз, тем более реконструкция замка уже завершилась.

Коссовский замок

В первый день посетили красивую и немного загадочную усадьбу в Желудке, во второй день не менее красивую и, как по мне, даже с большим налётом мистики, усадьбу Бохвицей в Павлиново. Если попросить меня составить ТОП 10 заброшек Беларуси, Павлиново будет в нём обязательно. В 2019 году стали доходить тревожные слухи о том, что усадьбу выкупили и начали там “евроремонт”. Надеюсь, новые хозяева одумаются и не станут уничтожать такое интересное здание.

Усадьба в деревне Павлиново

Покинув Павлиново, в 19.40 отправились к последний на сегодня точке нашего путешествия - деревне Грушевка. Это место неразрывно связано с родом Рейтанов, чья часовня-усыпальница и привлекла наше внимание. Сгущающиеся сумерки только усилили впечатление от готической постройки .

Проведя около получаса в Грушевке, посмотрели на навигатор и поняли, что проехать нам нужно за сегодня ещё более 200 километров, то есть спать мы ляжем опять за полночь.

Ольге вновь пришлось извиняться перед владельцем съемной квартиры, а Вадиму стараться изо всех сил ехать, как можно быстрее. Но своё слово решил сказать навигатор и, проявив зачатки интеллекта, решил построить маршрут не напрямую через Слуцк до Бобруйска (именно там нас ждала съемная квартира), а через Минск, накинув нам лишних 100 километров. Заметили мы это не сразу, сказалась общая усталость. В результате чего, пришлось тратить время на возвращение на нужный маршрут. Обиднее всего, что анализируя эту ситуацию после поездки, стало понятно что навигатор, в целом, был прав и, несмотря на лишние 100 км, доехать по этому пути до нужного места можно было бы быстрее.

Доехали до Бобруйска, забрали ключи. Долго искали по ночному городу парковку для машины. Путь от парковки по незнакомому городу в темноте тоже доставил много эмоцийsmiley.

О самом ночлеге сказать сильно нечего, стоит только отметить приготовленный Вадимом рис, который мы никогда не забудемsmiley.

День третий.

Бобруйск. 10:20 утра. Заставить себя проснутся и куда-то идти оказалось ещё сложнее, чем в Волковыске. Хочется бросить всё, поспать пару часов и поехать напрямую в Витебск. Но наша команда путешественников волевым решением заставила себя продолжить начатый двое суток назад путь.

Как Вы понимаете, приехали мы сюда не только ради ночёвки и вкусной еды, на поиски и потребления которой утром потратили около часа (всё таки на третий день бутерброды начали надоедатьsmiley). Наша цель - Бобруйская крепость, к ней мы и отправились. Ещё одно место, куда, надеюсь, вернуться. Слишком многое не успели мы посмотреть в тот день.

Бобруйская крепость

Погода всё также не солнечная, но и отвратительной назвать её нельзя. Нам всё ещё везёт.

Дорога из Бобруйска

Чуть более 100 километров, и мы в Быхове, смотрим Быховский замок. Время его не пощадило, есть намеки на реконструкцию, но только намеки.

Быховский замок

Устали настолько, что между остановками, в основном, молчим, непонятно, как Вадим держится третьи сутки подряд за рулём.

В районе 5 часов вечера приезжаем к мемориальному комплексу "Буйничское поле". Комплекс посвящен обороне Могилёва летом 1941 года.

Мемориальный комплекс "Буйничское поле"

Из интересного лично мне, Буйничское поле располагает танком Pz.Kpfw.III Ausf.G, найденным то ли в болоте, то ли в реке лет 15 назад. Машина в отличном состоянии и может украсить экспозицию любого музея.

Танк Pz.Kpfw.III Ausf.G

Советская техника представлена красавцем ИС-2.

Танк ИС-2

И какой-то артиллерией, в которой я очень плохо разбираюсь. Фотографируемся на фоне техники и в путь.

Артиллерия

Костёл святого Антония в Княжицах, красивый храм, несмотря на сильные разрушения. Если бы мы приехали сюда в первый день, наши эмоции были бы более яркие, а так гуляем, смотрим, фотографируем, находим кости в стене, ничего особенногоsmiley.

Всё ближе к дому. С одной стороны, хочется быстрее в душ и поспать часов 12, а с другой - жалко, что приключение заканчивается.

Дороги витебщины

Витебская область. 20:45. Мы в агрогородке Смольяны (или Смоляны, кому как нравится). Встречал в интернете мнение, что это настоящий музей под открытым небом. Полностью согласен с этим. Исторических памятников хватит на несколько населённых пунктов. Открывается второе дыхание и с большим энтузиазмом бегаем от одного объекта к другому.

Смольяны

Десять часов вечера. Как бы не хотелось побыть тут подольше, надо ехать домой.

Спустя три дня и 1612 километров, 24 июня в 23:11 возвращаемся домой. Мы молодцы, мы смогли!

1612 километров

Была это поездка авантюрой? Переоценили ли мы свои силы? Допустили много мелких ошибок? Были близки к эмоциональному истощению? На всё это ответ - Да. Жалеет ли кто-то из участников этого путешествия, что согласился на него? Нет. Это поездка была первой, за ней последовали ещё и ещё. Сейчас, спустя несколько лет, понимаем насколько нам нравится изучать Беларусь, посещать всё больше новых необычных мест. И мы не думаем останавливаться.

Может Вам тоже пора отправиться в своё путешествие?

"По просторам"
Вот несёмся мы опять,
Все просторы покорять.
Запаслись всей фото съемкой -
Будем все вокруг снимать.
Взяли мы еще с собой
Наш запасик небольшой.
Чтоб хватило нам на то,
Что продумали давно.
Расписали мы задачи,
Все по полочкам у нас:
Мы ведь едем не впервые,
Все должно быть высший класс!
Едем - мчимся по просторам,
По заброшенным местам.
Все надеемся, что вскоре,
Мы найдем, что нужно нам.
Наконец - то наши цели
Радости полны, друзья!
Обойдем все это место
От начала до конца!
Нам усталости не чуждо,
Все пройдем мы без труда.
Да и если даже нужно,
Заночуем у пруда.
Разведём костер искрящий,
сядем дружно у огня,
заведем мы разговоры
Про веселого бобра.
А когда настанет утро,
снова пустимся мы в путь,